«...Вслед за супругом я уехала жить в табор, там познала все прелести и тяготы кочевой жизни. Вместе со своим стадом оленей в год мы кочевали четыре раза. Весной в апреле месяце перед отелом выдвигались к месту отела, затем в июне уже переселялись на летник, поднимались на возвышенности. Ближе к осени, в августе спускались книзу, поближе к воде, ручьям. В октябре же бывала последняя кочевка до места, где будем зимовать. В перекочевках мужчины больше были заняты оленями, сопровождали их. Женщины же отвечали за сбор вещей всей семьи перед дорогой, а также обустраивали новое место, разжигали огонь, готовили еду, с пути всегда все были голодные.
У нас с мужем шестеро детей. При перекочевках маленьких детей мы укладывали в люльки, которые изготавливали мужчины при рождении ребенка. Люльку крепили на оленя, так, с рождения каждый ребенок уже сидел верхом на олене. В тайге мы по сей день живем таборами, каждый табор - это отдельная семья, рядом расположены таборы наших родственников. При рождении ребенка все родные из таборов собираются и дарят новорожденному телят. Таким образом, к моменту, когда ребенок подрастает, и готов создать свою семью, у него уже есть маленькое стадо оленей, чтобы поселиться в свой отдельный табор.
То, что родные поблизости и всегда рядом помогает стеречь оленей от нападок волков и хозяев тайги. Если поблизости со стойбищем находят медвежью берлогу, мужчины со всех ближайших таборов собираются и вместе идут на охоту за ним. Эту традицию соблюдали еще наши сородичи. Раньше не было оружий, на медведя охотились с копьями, поэтому чтобы наверняка убить хищника все мужчины рода вместе шли на охоту. С давних пор эвенки с большим почтением относятся к медведю, каждый охотник мог убить строго ограниченное количество медведей. Убивая медведя охотники и по сей день говорят ему, что по другому поступить не могли, извиняются перед ним. Кости добытого медведя никогда не рубят, а аккуратно разделывают ножом, после освежевания кости и череп медведя возвращают в место, где его добыли, в рот кладут ветку и череп оставляют на дереве. Этот обряд символизирует возвращение духа медведя в родные места, чтобы он поселился в новом животном. Все от мала до велика в таборе знают, что нельзя о хозяине тайги шутить, громко говорить, считается, что он, как человек, все слышит и понимает, в случае не исполнения этих обычаев может и наказать...»
Валентина Анатольевна Стручкова (Петрова),
пос. Хатыстыр Алданского района
«Хранящие память предков», Хатыстыр, 2022
На фото: Оберег, сделанный из клыка или когтя медведя, связывает его обладателя с древними языческими представлениями об этом звере как о хозяине природы, мощной защитной силе. Медведь в каком-то смысле является покровителем людей, и его части тела сохраняют защитную для человека энергию.