Владимирской области.
Издревле в Мстёре жили умельцы с "золотыми руками": чеканщики, сусальщики, кузнецы, столяры, вышивальщицы. Именно поэтому некоторое время считалось, что и само название Мстёра пошло от слова "мастер".
Однако эту версию еще в 1987 году не подтвердили в Институте русского языка СССР. Там заявили: Мстёра произошла от финно-угорского musta – "чёрная": сначала так называли местную речку, а потом и населенный пункт на ней.
Как бы там ни было, мстёрские художники за более чем 300 лет доказали: они настоящие мастера с собственным стилем в искусстве, который отличается любовью к красивым пейзажам, а также вниманием к мельчайшим деталям.
До революции село Мстёра, также как и Палех, было крупным центром иконописи. Но золотая эпоха закончилась в начале XX века, когда в России распространились фабрики, которые в том числе наладили и массовое производство дешевых, стандартных икон. Тогда художники, чтобы не потерять своё мастерство, стали расписывать коврики из холста, домашнюю утварь, мебель, игрушки, а в начале 1930-х годов перешли на лаковую миниатюру.
Предпосылки к лаковой миниатюре в Мстёре, конечно, были. Еще в XIX веке местные иконописцы славились своим "мелочным", мелким письмом. Миниатюры стали наносить на коробочки из папье-маше размером не более 20 сантиметров в длину и 12 сантиметров в высоту. Современные же мастера в основном расписывают шкатулки, иконы, панно и даже флешки и компьютерные мыши.
Используя фольклорные сюжеты, художники создают не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, они создают самостоятельные композиции. Поэзия А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.А. Крылова, П.П. Ершова и других является тем животворным источником, из которого мастера черпают поэтическую, сказочную сюжетную основу для своих работ. Сказочен даже мир животных и птиц – злые и коварные духи, враждующие с человеком и ставшие препятствием на его пути, или существа-образы добра и верности, ограждающие человека от злых напастей, помогающие ему. Самые распространённые сюжеты пейзажей с животными и птицами: "Красный конь", "Петух", "Павлин".
Художники часто изображают людей и в их действительной обстановке: крестьянские работы, лесозаготовки, рыбную ловлю, тихие деревенские будни, домашнее хозяйство. Фигуры людей, как правило, небольшие, коренастые, иногда довольно примитивные по рисунку, но активно действующие. Они естественны, совершенно лишены налета сентиментальности, "приглаженности", которые подчас можно встретить в других центрах миниатюры.
Как бы ни были индивидуальны особенности творчества отдельных мастеров Мстёры, их всегда объединяло общее: декоративность, цветовая наполненность и жизнерадостность, колористическая согласованность деталей, орнаментальная узорчатость передаваемого образа. Ведь, согласитесь, как потрясающе выглядят шкатулки с изображениями Святой троицы или скачущие на конях волхвы!
2:29