1 сентября - для кого-то праздник, для кого-то страх
1 сентября - для кого-то праздник, для кого-то страх…
Заканчивается август, и родительская тревога перед школой начинает нарастать: «Ну все, 1 сентября, опять уроки, плохие оценки, нежелание учиться – и так еще целый год и 10 лет…» Почему так получается, с чем связаны эти страхи и в детях ли дело?
Самый большой бессознательный протест родителей состоит в том, что нам вместе с нашими детьми приходится заново окунаться в процесс, из которого мы уже давно выросли. Причем, если у вас несколько детей, школа не покидает вашу жизнь примерно до 40 лет. Ужас, правда?
Не у всех родителей со школой были связаны исключительно радостные переживания. И этот застарелый пласт неминуемо поднимается на поверхность вместе с проблемами нашего ребенка. А что может быть ужаснее, чем заново переживать этот дискомфорт еще 11 лет своей жизни?
Чего же больше всего боятся родители:
- я плохая мать (отец), не могу добиться, чтобы мой ребенок хорошо учился!
- как у таких положительных со всех сторон (или успешных) родителей может быть такой неуспевающий ребенок!
- что с нами не так, почему наши школьные результаты хуже, чем у других?
- почему я должна (должен) краснеть или бледнеть на собраниях, и как невыносима реплика учителя: «Вам нужно больше уделять внимания своему ребенку». И это все равно что: «Вам нужно подтянуть свои родительские функции, у вас не получается».
- мой ребенок должен не только учиться не хуже других, чтобы родители были спокойны, но и выглядеть соответствующе. Поэтому, еще на подступах к 1 сентября родители находятся в стрессовом состоянии, собирая детей в школу и покупая все необходимое.
Как психолог с 25-летним стажем, уверяю вас: страх оценки со стороны, который угрожает восприятию себя как хороших родителей, порождает страх потерять контроль. Поэтому процесс выполнения уроков дома превращается для многих детей в пытку. Родители хотят, чтобы ребенок был отличником, и все тут! А ребенок не может, в силу разных причин и психологических особенностей. Но папа или мама дотошно «докапываются» до любой ошибки и в буквальном смысле «сидят над душой». А потом удивляются, ну почему дочь или сын ничего не делают, пока они не бросят все свои дела и не начнут с ним (с ней) заниматься? А зачем ребенку делать домашнее задание, вникать самостоятельно? Все равно мама все «забракует», и нужно будет делать заново. До 24.00. Вместе с мамой. Так мы на корню уничтожаем инициативу и ответственность своих детей, хоть и с благими намерениями.
В итоге никому жизни нет: ни родителям, ни детям. Прощайте мирные вечера, прощай спокойствие на целый год!
Что делать?
Отделить действительно объективные причины, по которым у наших детей может что-то не получаться в школе, от своих проекций, амбиций и страхов.
Ведь нам дороги наши дети не за хорошие оценки, правда? Поэтому не пятерки и четверки должны быть на первом месте, а понимание, умение слышать своего ребенка, поддержка, вера в то, что у него все получится. Просто нужно постепенно учить детей ответственности за свое обучение и будущую жизнь. В этом и есть самая большая роль родителей…
Уважаемые ученики, студенты, педагоги и родители!
Поздравляю вас с Днем знаний и началом учебного года! Сегодня начинается очередной этап в плодотворной работе педагогов, в постижении учащимися законов науки и общественной жизни, удивительного мира знаний и открытий.
Первое сентября — праздник особый, близкий каждому. Этот день несет в себе огромное чувство радости и новизны, наполнен счастливыми воспоминаниями и приятными ожиданиями. Впереди – учебный год, а значит - новые открытия и новые впечатления, новые заботы и успехи. Желаю, чтобы первый сентябрьский день стал для всех первоклассников добрым стартом в мир знаний, для школьников и студентов - еще одним успешным этапом к достижению цели, для педагогов – началом новых свершений, осуществления смелых замыслов и ярких открытий!
Вероника Гаврилина, общественный помощник Уполномоченногопо правам ребенка в РС (Я) в Алданском районе.